Личный кабинет

поиск

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войтизарегистрироваться

Горы, лыжи и армянская Турция

                       

 

 

Статья предоставлена сайтом www.turist.ru

Оригинал статьи: http://www.turist.ru/onews/stories/2005/03/15/61734.shtml

 

<Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал:>. Строка этой песни В.С. Высоцкого как нельзя более точно отражает состояние души горнолыжника, с нетерпением ожидающего прихода зимнего сезона. И даже осенняя слякоть, <унылая пора> переносится легко и воспринимается с улыбкой. Ждешь встречи с горами, думаешь <как оно там будет> - словно предстоит первое свидание с любимой девушкой.

Еще в конце лета - начале осени, встречаясь с друзьями, мы интересовались: <Ну как, едем зимой кататься?>. И почти все отвечали: <Да, конечно, нужно поехать куда-нибудь. Горы - это супер!>.

 

Горы, лыжи и армянская ТурцияВ октябре - ноябре сформировалось мнение, что всем удобнее ехать на горнолыжный курорт - в конце января - начале февраля. Как мы ни хотели поехать в какую-нибудь <альпийскую республику>, но бюджетные пожелания участников поездки были заметно более скромными. Российский Кавказ был сразу всеми отметен как наихудший вариант по уровню совокупного качества - и гостиничного сервиса, и горнолыжного.

Воспоминания о недорогом и приветливом Боровце с ухоженными склонами и хорошей погодой натолкнулись на <хорошо, но мы ведь уже были в Болгарии >.

И тут появился вариант Турции . Все, конечно, посмеивались и говорили: где там, по песку на лыжах что ли кататься? Однако после сравнения стоимости поездки в Турцию с аналогичными в Словакию, Андорру, Францию, Италию, Швейцарию, Австрию и даже Болгарию, общественное мнение стало склоняться в сторону Турции.

Поездка в Турцию стоила $560 с каждого, что включало:
2 авиаперелета;
2 трансферта;
проживание в 4хзвездном отеле;
питание (завтрак, ужин, кафе на склоне);
все подъемники.

 

Горы, лыжи и армянская ТурцияПутевки в остальные страны, имея сравнимую номинальную стоимость, не включали питания и подъемников. В результате чего стоимость поездки сильно выходила за $1000 - что не соответствовало бюджетным требованиям <тусовки>.

Гостиничный сервис в Турции имеет неплохую репутацию. Основное беспокойство вызывали способности турков умело ухаживать за трассами и обеспечивать <бесперебойный> горнолыжный сервис. Забегая вперед, и хорошие, и плохие ожидания в целом оправдались.

Ценовые характеристики, карты трасс и отзывы отдохнувших (хотя и не всегда положительные) остановили наш выбор на курорте Паландокен, что на самом востоке Турции, в 150 км от Армении.

Тотальная проверка со сниманием ботинок и штанов в аэропорту Домодедово, закупка всяких вкусностей (преимущественно спиртосодержащих) в Duty Free, их тестирование на последних 3х рядах уже не молодого ТУ-154 и рассказы нашего армянского друга о <западных армянских территориях, куда мы летим>. Всё это приятно будоражило, захватывало и обещало незабываемые эмоции на турецкой территории.

Географическо-историческое отступление:
Город Эрузурум находится на высоте 2000 метров, посреди окаймляющих его гор, на горном плато. История города началась 4 тыс. лет до нашей эры. Здесь правили греки, арабы, армяне, турки. Последний раз город сменил покровителей в 20х годах прошлого века, когда произошло <великое гонение армян> - турки изгнали армян с этих территорий, не щадя мирного населения. В результате, гордость и идол Армянского народа, гора Арарат, оказалась на территории Турции. Армении лишь достались предгорья Арарата, а граница проходит по реке Аракс.

 

Горы, лыжи и армянская ТурцияПрадед нашего армянского спутника, Армена, родом был из Эрзурума. Поэтому Армен неистово желал посетить город своего знаменитого предка.

Аэропорт Эрзурума - бывший аэропорт НАТО, стратегическая военная база. Принимать гражданские самолеты он начал года 3 как, поэтому о комфорте и скорости приема-отправки пассажиров можно было только мечтать.

Турецкая Армения встретила нас пушистыми хлопьями снега, видимостью в 50 метров и улыбчивыми, загорелыми гидами. Гиды обещали хорошее катание, ссылаясь на идущий снег и хороший прогноз на близлежащую неделю.

Всего 20 минут на автобусе - и мы уже толпились в очереди за ключами от номеров отеля Палан. Как оказалось, через 15 минут, нам на пятерых дали 2 двухместных номера с двуспальными кроватями на 4м этаже. Однако эту проблему удалось быстро урегулировать - на reception извинились и тут же дали троим из нас ключ от четырехместного номера на пятом этаже. Номер был крайне интересен своей конфигурацией. В стандартный двухместный номер с одной большой кроватью сверху спускалась лестница, где в мансардном этаже уютно размещались 2 кроватки. Мы втроем кинули жребий - и наверх отправились 2 Димы. А внизу, на большой кровати, остался Армен. Своё счастье мы поняли в первый же вечер, когда по двуспальной кровати Армена начали ходить в башмаках, проливая всякие жидкости на поверхность. Два брата, Степан и Антон, вряд ли сильно переживали о сне на единой кровати в своём номере.

В первый день покататься нам так и не удалось - видимость была не более 100 метров и не то, что вершины горы - соседнего отеля видно не было. Зато мы как следует изучили дополнительные сервисы отеля, получили пропуска на подъемники и <всё включено> карточки для обедов на склонах.

Курорт Паландокен устроен следующим образом: в горах, на высоте 200 м выше города, расположены 2 отеля и несколько административных зданий, турецкая турбаза. Метров на 300 выше расположен еще один отель, Дедеман, к которому ведет довольно крутая дорога и от которого, собственно, и начинается основное катание. Кроме дороги туда можно попасть и на гондоле. Последняя, откровенно говоря, работала 3.5 дня из 6 <катательных>. Перепад высот катания - от 2200 (уровень нашего отеля, к которому спускается длиннющая 12 километровая красно-синяя трасса с самой вершины) до 3200 м. Подъемники работают с 9 до 16 часов (на самом деле, примерно с полдесятого до 15-45).

 

Горы, лыжи и армянская ТурцияПонедельник и вторник мы знакомились с особенностями турецкого катания. Пасмурно, на вершине откровенно метёт наваливший за 2 дня снег. Гондола не работает - группа российско-украинских лыжников договаривается с турком, и тот везет на микроавтобусе человек 15 до отеля Дедеман. По $1 с носа.

Наверху работает 1 подъемник - двукреселка. С него - 2 трассы: направо - к отелю Дедеман и <всё включено - кафе> и налево - более крутая, обратно к подъемнику. Есть еще одна - <черная>, прямо по хребту, вдоль подъемника, почти целина, и мало кто катается. Она - основная фишка первых двух дней катания для вашего покорного слуги и невзначай затащенных туда друзей-сноубордистов.

Ура! Наконец-то! Мы на склоне! И хоть верхушки с навигационной станцией НАТО не видать - всё в снежной пыли, и хоть твердая снежная крошка бьет в лицо на трассе, а температура -12 примерно - мы, наконец-то, на склоне! Пусть и не очень ухоженном (2-3 ратрака шириной, а остальное как бы можно не убирать). Очертания величественных трёхтысячников проступают сквозь мглу, и явственно ощущаешь высоту, пройдя целинную <черную> трассу, отчаянно кантуясь и задыхаясь внизу от недостатка воздуха. Только к концу недели организм приспособился к новому атмосферному давлению и составу воздушных масс.

После склона весь вечер жутко хочется пить, но вода в баре - $3 за емкость 0.33. Поэтому пьем <чистую воду из артезианской скважины> из-под крана и подумываем о вылазке в Эрзурум за водой. Ведь пакеты с надписью Duty Free так и просят, чтоб их опустошили. Поэтому первые 2 дня мы крепились, опустошая минибары наших номеров и вешая поутру табличку <не беспокоить>, чтоб уборщики не проверяли пустоту минибаров.

На склонах, как и в нашем отеле, молодежи достаточно. Вот и некоторые представители нашего бравого коллектива в первый же день познакомились с двумя прелестными представительницами противоположного пола - сестрами Ксенией и Дашей. А через пару дней - еще и с тусовкой 20-летних разнополых сноубордистов, с которыми плодотворно проводили светлое время суток на склонах, а вечера на дискотеке. Свободное от катания, принятия пищи и сна время мы коротали за опустошением Duty Free пакетов, походами в сауну и бассейн, беседами или игрой в <мафию> с сестрами, чтением умных книг и просмотром ТВ.

Просмотр местного ТВ - настоящее культовое мероприятие. В фаворе были англоязычные и музыкальные каналы. На третий день знатоки местного турецкого MTV (Дима и Армен) уже знали наизусть порядок звучания клипов. По вечерам, перед активным отдыхом, с нетерпением ожидали передачи MTV про идиотов - жёсткий вариант рубрики <Слабо> в <Сам себе режиссер>.

Во вторник вечером душа героев не выдержала. Всего за 20 долларов США нас троих и Дашу с мамой доставили до Эрузурума, дали пару часов погулять и завезли обратно в отель.

Внизу сразу почувствовалась разница в воздухе - словно главным предприятием Эрзурума был завод <Шинник> и в городе добывали ископаемый сероводород.

 

Горы, лыжи и армянская ТурцияАрмена, столь страстно желавшего увидеть город прадеда, ничто особенно не впечатлило. Да и остальных, пожалуй, тоже. Множество маленьких магазинчиков, продающих в подавляющем большинстве одежду, женщины в хеджабах, что видно только глаза, нечищеные от снега скользкие улочки, извилисто уходящие вверх, влево и вправо своими 3-5 этажными домиками. Добредя до супермаркета Mygros, местного названия Рамстора, мы сделали все необходимые закупки, и на кассе даже не удивились нашему желанию расплатиться долларами - пересчитали их по неплохому курсу и дали сдачи. Правда, в лирах.

Забегая вперед, скажу, что закупленных 8 литров кока-колы, 6 литров минеральной воды и тоника, 3 мешков чипсов хватило всего на пару дней. В пятницу 2 гонца снова ездили в Эрзурум.

Счастливо вернувшись и тайком пронеся все напитки в номера (за это полагается штраф, как указано в буклетах каждого номера), расставив недостающие банки и бутылочки с водой по минибарам и предвкушая, наконец-то, уборку в нашем номере на следующий день, мы предались воле Бахуса для создания хорошего аппетита перед ужином.

Среда обрадовала нас лучами солнца, бьющими в окно - в 9 часов команда была в сборе в столовой, в 10 на заработавшей гондоле доехали до конечной станции. Однако на самый верх двукреселка не работала - там заметно мело, и НАТОвская станция еле просматривалась сквозь снежную дымку. Но скатиться с высоты 2700 тоже показалось нам интересной возможностью, особенно для наших господ и двух новых знакомых дам - сноубордистов, которые тут же побежали осваивать целину дикой трассы небольшого ущелья.

Среда определенно был знаменательным и переломным днём - оставшиеся дни нас сопровождало солнце и безветрие. Правда, логика работы подъемников для нас так и осталась загадкой.

Во второй половине дня, наконец, была покорена вершина! УРА! Обед на высоте 3200 после 20 минут болтания на двукреселке под бьющей в лицо снежной крупой, а затем - фотосессия в другую сторону гор, где в дымке еле угадываются очертания библейской горы Арарат. НАТОвскую станцию, ощетинившуюся, словно ёж, иглами антенн, как будто вытащили из полыньи - вся в ледяных наростах, сосульках.

Спуск - по несложной <синей> трассе, местами переходящей в <красную>. Несмотря на хорошую погоду, чистка <черной> трассы с самого верха в планы турецких специалистов не входила.

На подъеме от Дедемана матерый украинский горнолыжник рассказал страшную историю, размахивая руками столь интенсивно, что чуть не утерял палку. Оказалось, 4 человека решили спуститься по целине - 2е лыжников и 2е сноубордистов. Лыжники прошли свободно по ущелью, сноубордисты спустили лавину. Одного сноубордиста быстро раскопали.

Вечером выяснилось, что откопали и второго сноубордиста. Уже задохнувшимся. А вся группа - семья из Москвы, мама с папой на лыжах и двое детей на сноубордах. Всё оставшееся время среды весь курорт только и говорил что об этой трагедии. И еще долго, проезжая на двукреселке, мы смотрели на верхнюю кромку соседнего ущелья, обрезанную, словно горячий нож прошел по маслу. А внизу - наваленные в беспорядке глыбы твердого спрессованного снега в метр толщиной, издалека кажущегося наколотыми кусками сахара.

Четверг и пятница - красота! Правда, подъемники на самый верх не работали - то ли по причине трагедии в среду, то ли из экономии. Хотя нам сообщили: <закрыты на профилактический ремонт>.

За обедом обнаружили отсутствие двух наших сноубордистов: <первого армянского> и младшего. Появились они через полчаса. Армен - крайне возбужденный, Антон - с каменным лицом. Поехали по целине, по ровной поверхности. Армен шел внизу, тренируя поворот с канта на кант. Остановился подождать Антона. Вдруг - хруст, оглушающий треск, движение под ногами. Оказалось, небольшое ущелье, засыпанное снегом до ровного состояния, неожиданно пошло вниз. Антон ушел сразу за хребет. Армен попробовал ехать, но лавина шла быстрее. Тогда он сел на несущуюся вниз глыбу, отстегнул крепления и отшвырнул доску вниз. Скорее всего, это и спасло его - закопало только по пояс, не утащив под снег.

Горы, лыжи и армянская Турция

 

Армен тут же стал героем сноубордической тусовки до конца недели. Антон до конца дня сказал десятка два фраз. Лавина перекрыла на 2/3 часть черной трассы, идущей с вершины. Но к субботе участок трассы был очищен и проезжавшие могли наблюдать 4х метровую стену снега, обрезанную ратраками.

Пятница выдалась только поездкой в Эрзурум за живительной влагой и хорошей погодой, при которой настойчиво не работала гондола. По одним слухам, её закрыли <на профилактику>, по другим - из-за спущенных лавин. Еще одно небольшое ЧП - вечером двукреселка неожиданно поехала вниз. Крутой турецкий парень с перекошенным от страха лицом колотил по большой красной кнопке, а подъемник тем временем всё набирал ход, и часть любителей склонов уже ехали спиной вверх по склону, цепляясь задниками лыж за снег. Однако обошлось без жертв - всех ссадили, подъемник закрыли, а к субботе он заработал вновь.

В субботу горы и турки подарили нам поистине королевское катание. Была солнечная погода, с заметным, но не смертельным ветром наверху. Работали ВСЕ подъемники, гондола, в кафе были толпы новоприбывших, которые не знали технологии и оттого задерживали процесс питания.

Мне удалось раз 7 спуститься по длинной <черной> трассе с самой верхушки до отеля Дедеман, столько же раз полюбоваться видом величественных снежных шапок гор в сторону Армении, отметиться в кафе разок местным коньяком.
Лирическое отступление про Коньяк

Местный коньяк под названием Kanjak нельзя сказать, чтобы пользовался большой любовью и уважением у российских туристов. А некоторые, например, крайне аристократический Дима П., откровенно считали, что это - полнейшая гадость, вредная для здоровья даже в минимальных количествах! До некоторых пор и я так считал, пока в среду, забравшись порядком заиндевелым на 3200 в холодной двухместной люльке, ожидая <всё включенную> пищу, от отчаяния и замерзания не решил попробовать напиток. И - о чудо! Голова прояснилась, а в членах образовалась приятная гибкость, утерянная, было, ранее, на подъемнике! Kanjak - хорошее топливо для турецкоотдыхающих лыжников. И какого-либо нарушения координации движений с ним не наблюдается, наоборот - едешь быстрее и увереннее. В общем, советую!

Вообще, катались мы парами, реже - тройками, иногда - поодиночке, чтоб не надоедать друг другу, сменяя партнеров по двукреселке и скамейке в кафе.

Идиллия субботнего катания немного портилась протертостями склонов. Хотя турки в субботу уж старались ухаживать, но склоны были жестковаты - чувствовался недостаток снега. Но всё сразу - и мягкий снежок, и безветрие с солнцем, вряд ли бывает на курортах: курортах Турции.

Вечером нас ждала Tequila party, на которые были приглашены знакомые по вышеуказанным описаниям прелестные сноубордистки. Кроме текилы, удалось уничтожить и прочие ненужные напитки, которые везти обратно, вроде как, было бы совсем неудобно. Дискотека для наиболее общительной части нашего коллектива затянулась глубоко за 4 часа ночи. Лично я помню непростой матч по настольному теннису с 2мя синхронно играющими близнецами, подозрительно похожими на Диму П., которые одновременно использовали 2 шарика, а также непростую бильярдную баталию со Степаном, где мы около получаса пытались загнать хоть один шар в лузу.

Проснувшись в 8-30 поутру, я понял, что отдых удался. И, как это ни грустно было при заглянувшем в окне солнечном зайчике, отправился благодарить поваров за наш последний завтрак. Весь баночно-бутылочный мусор, аккуратно фасуемый нами всю неделю в сноубордический и лыжный чехлы, ровно разложенные по поверхности комнаты, заняли примерно треть оной.

У автобуса нас провожала тусовка. Главным образом, конечно, она провожала 2х героев, чудом спасшихся от лавины, пела песни, девушки чуть пускали слезу и неустанно обнимали уезжавших.

Аэропорт Эрзурума - удивительное место. В то воскресенье улетали 3 самолета с промежутком в полчаса: 2 - в Москву, один - в Киев. Наш автобус прибыл последним. Поэтому мы минут сорок стояли на улице, при -10, ожидая очереди войти в здание аэропорта, минут 30 стояли к одной из 2х стоек регистрации и еще минут 30 - чтоб получить выездную печать у флегматичного, спокойного турка. Впрочем, возможно он был вовсе и не турок, а смуглокожий, крючконосый, черноволосый эстонец.

И вот, последний рывок пешком метров 300 по ВПП военного аэродрома Эрзурума до притаившегося за сугробом ТУ-154 Оренбургских авиалиний. Все в сборе! Домой!

Самолет плавно отрывается от горного плато и, словно ложка супа из тарелки, покидает этот противоречивый край раздолбанных такси ala ушастый <Запорожец>, коренастных суетливых черноволосых мужичков, непонятно как работающих подъемников и величественных, залитых жарким солнцем и ослепительным снегом гор до горизонта.

Дмитрий Ильин,
Глава отдела маркетинга финансово-информационных продуктов РБК

Автор:
Забрать себе:
оценить понравилось 0

Комментарии


Войти под профилем Вконтакте

Войти

Войти под профилем Yandex

Войти

Войти под профилем Mail.ru

Войти

Войти под профилем Google

Войти

Оставить комментарий