Благодарим Gazeta.ru за предоставленную статью.
Оригинал статьи находится тут http://www.gazeta.ru/travel/2005/11/25_e_485190.shtml
Текст: Михаил Крюков (Крюгер). Фото автора.
Итак, новый зимний катальный сезон стремительно приближается. Начало покатушек – первые устойчивые морозы. Как только столбик термометра гарантированно опустится ниже нуля, на всех московских, питерских и других горнолыжных курортах включат системы искусственного оснежения и начнётся. Впрочем, если вы хотя бы раз бывали в горах, то душа ваша будет томиться и с нетерпением ждать возможности опробовать свежий натуральный снег и нескончаемые (по сравнению с искусственно насыпанными горками) спуски.
Казалось бы, полноценного фрирайда ждать ещё месяц. Снег, конечно, может выпасть и раньше, однако его, как правило, недостаточно для того, чтобы полностью присыпать все камни. По этой причине спуски становятся лотереей: вероятность убить снарягу об камни в первый или последующие спуски очень велика. А как быть с тушкой? Она ведь своя, родная – жалко попу об камень.
Название этому месту – Горная Шория, а в простонародье – Шерегеш. Находится оно в южной части Кемеровской области. Преобладают в этой области отроги Кузнецкого Алатау и южного Салаира. В общем, ищите на карте Сибирь. Из крупных городов с аэропортами самый близкий – Новокузнецк (около 230 км). Подальше – Кемеров (420 км) и Новосибирск (около 600 км). Билеты на самолёт стоят от 6000 до 9500 руб. (туда-обратно). Почти что вся территория покрыта непроходимой тайгой, а людей, если поискать, человек пять на квадратный километр найдется.
Вот в такой загадочный край я и отправился с группой товарищей на первый снег. Вылет из Москвы – около десяти вечера. Четыре часа полёта – и около шести утра по местному времени (разница во времени 4 часа) мы приземляемся в Новокузнецке. Сразу становится понятно, что снега много и он до лета не растает. В течение часа получаем багаж и на пойманном тут же у выхода из аэропорта такси за 1500 руб. с машины выдвигаемся в сторону посёлка Шерегеш.
Около трёх часов в пути, и заветный край встречает нас стометровым небоскрёбом без окон (постройка относится к руднику и называется копёр) и горами. Они не такие высокие, как Кавказ, но зато полностью покрыты лесом и СНЕГООМ.
Посёлок образовался после того, как в этих окресностях довольно давно нашли железную руду. Появилась и стала разрастаться шахта, а вместе с ней и город. В данный момент количество жителей перевалило за 30 тысяч. Здесь много кирпичных пятиэтажек. Встречаются и более древние двух-трехэтажные постройки. Если вы в первый раз в этих краях, стоит попросить водителя отвезти вас в центр городка или остановиться около любого магазина. Там без труда удастся найти жильё в частном секторе,что мы и сделали.
Из мобильной связи в прошлом году работал только Би-лайн. Как сейчас – не знаю. Несмотря на то, что в городе есть отделение сбербанка, могут быть проблемы с обменом валюты, так что деньги лучше привозить в рублях. Говорят, что сейчас вроде появился банкомат.
Но хватит об этом. Теперь о катании. Быстро разместившись и собрав снарягу, выходим на улицу, ловим местного таксиста и на гору. От города до горы – километров пять. Стоит такси – что-то около 50 рублей.
Подъёмники работают с 9 до 17. Гора Зелёная возвышается над уровнем моря на высоте 1300 метров. Перепад высот – 600 метров. Максимальная длина трассы – 3000 метров. Сверху в лесу прорублены две широкие просеки, которые объединяются в одну широченную и достаточно протяжённую трассу. Ширина трасс – от 80 до 200 метров. Уклон до сливания трасс – от 15 до 45 градусов (для справки – уклон в 60 градусов объективно воспринимается как вертикальная стенка, рядом с которой можно только падать). После объединения склон выполаживается и имеет уклон около 10 градусов, что оптимально для обучения. Эту часть склона обслуживает отдельный бугельный подъёмник. Он удобен даже для детей.
На верхушку можно попасть двумя способами: на двукресельном "Доппельмаере" за 55-70 руб.(будни-выходные) или двумя очередями нестыкующегося бугеля – (20-30 руб.) и (30-40 руб.) соответственно. Чтобы попасть с одной очереди на другую, надо подняться по довольно крутому склону – около 100 шагов. Вторая очередь используется теми, кто зажигает по неподготовленной трассе или по лесу.
Начинается он ниже, как раз с пологого участка трассы – 35-55 руб. Так же прорубили две дополнительные трассы. Катального леса от этого поубавилось. Постепенно инфраструктура комплекса разрастается. По поводу ратраков можно сказать следующее: их целых два, оба в работоспособном состоянии, но ратрачится в основном нижняя пологая часть склона. Я бывал в этих краях два года подряд в начале декабря по две недели и при мне ратраки поднимались максимум наполовину.
По этой причине все устремляют свои спускаемые аппараты в окружающие трассы леса. Ради этого леса, нетронутой целины, свежевыпавшего пушистого континентального снега стоит ехать сюда за много тысяч километров. Старые ели все в снегу от недавнего снегопада, следы мелкого зверья и тех, кто успел спуститься здесь перед вами – всё это в конце ноября. В общем, фантастика.
Кресло с самого низа поднимается около 15 минут. В это время на улице бывает -30 и сильно дует. Реально можно подмёрзнуть. Впрочем, за счёт резкоконтинентального климата даже такой мороз легко переносится. Специально для таких случаев наверху имеется несколько кафешек и злобная собачка, которая особенно любит гоняться за подъезжающими сноубордистами. Впрочем, до реальной покуски дело не доходит (ну нравится ей пугать неподготовленных райдеров). Меня она, впрочем, вспомнила и через год. Дождалась, когда сильно мело и народу практически не было. Пыталась атаковать, когда я уже пристегнулся и разгонялся по пологой верхушке. Ни фига не догнала. За это я её в следующий раз потретировал.Зверь был в бешенстве :).
Лес достаточно беспорядочный: ёлки сменяются тонкими деревцами и кустарником. Иногда приходится в поисках ещё нетронутой целины идти напролом, отбиваясь от веток, стучащих по шлему и маске. Тут стоит упомянуть об одной особенности горы. Если при спуске слишком забрать вправо и увлечься, можно не заметить дороги, идущей вокруг горы и выводящей к самому низу. Её специально расчищает ратрак и, если проскочить эту спасительную трассу, вскоре гора пойдет на выполаживание, а затем вам представится возможность почувствовать себя первопроходцем таёжных далей. Заблудиться не получится (за спиной гора, с трёх сторон дороги), но придётся пробираться, проваливаясь в лучшем случае по пояс. В общем, много времени потеряете. Я два раза жадничал и потом долго выбирался к раскатанным дорогам.
В непосредственной близости от Зелёной находится ещё не оборудованная подъёмниками гора Мустаг (если стоять наверху и смотреть на долину, она слева). Добраться до нетронутых склонов можно либо на снегоходах, либо пешком. Идти – около часа. Лучше поначалу воспользоваться услугами инструктора, чтобы не заплутать. Хотя бы раз стоит туда попасть. Ты оказываешься словно в другом мире – мире камня, причудливо задутого снега и кривых редких деревьев. Неземной пейзаж.
После насыщенного дня на горе можно пообедать под горой в кафе и вернуться в город на попутной машине. Обязательно пройдитесь хоть разок пешком до города. Почувствуйте настоящую, практически нетронутую природу, полюбуйтесь горой в лучах заходящего солнца, послушайте тишину тайги. Ощущения, полученные в этих местах, сложно найти где-либо ещё.
Вечером тут особо делать нечего, да и сил практически нет. Приходишь, развешиваешь сушиться вещи, пьёшь чай у друзей в соседней квартире и баеньки. А завтра снова расписывать в лесу пушистые белые поляны и просеки.
Можно сходить попариться. Найдите баню, в которой есть бассейн с проточной ледяной водой, и после парилки окунитесь в него. Особенно полезно это делать после первых дней катания, когда мышцы забиты от перенапряжения. После бани всё как рукой снимет, да и здоровья прибавится. Главное – не увлекаться.
Один день, как правило, похож на другой. В это время может по ночам сыпать снег, а днём сверкать солнце. Впрочем, снегопады бывают и днём. Тогда катаешься в сказочном лесу и, если остановишься, то слышно, как шуршат снежинки и ломятся сквозь лес обалдевшие от счастья бордеры и лыжники. В общем, это надо попробовать. На словах трудно передать.
Улетать обратно – рано утром. Таким образом, получается, что вы полноценно катаетесь в день приезда и день отъезда. Выезд из Шерегеша – около двух часов ночи, в пять – в аэропорту, в семь – самолёт и в восемь часов утра вы в Москве. Этот рассвет будет длится на несколько часов дольше обычного: солнце будет вас догонять.
Об этом путешествии я помнил целый год и мне хотелось вернуться сюда снова. В конце ноября. В следующем году. Напоследок хочу сказать, что данные по ценам приблизительные. За год кое-что могло измениться. На Новый год стоимость канаток и особенно жилья может подняться раза в два.
Австрия: Горнолыжный цирк Заальбах Хинтерглемм Леоганг
21.11.2013 0
Спортивный манеж с 200 километрами горнолыжных трасс, абсолютная гарантия снега и огромный ассортимент развлечений для детей и взрослых: здесь имеется всё для разнообразного зимнего отпуска! подробнее
2333 0 0
АВСТРИЯ: Зима в Гастайне – восхищает и оживляет!
20.11.2013 0
Разнообразное горнолыжное удовольствие ожидает Вас во время зимнего отпуска в Гастайне подробнее
3184 0 0
Австрия: Колыбель горнолыжного катания
19.11.2013 0
94 подъёмника, 340 км горнолыжных спусков и 200 спусков по снежной целине ждут Вас в Арльберге! подробнее
1719 0 0
09.01.2013 0
Болгария известна нам давно, в первую очередь пляжным отдыхом, но горный туризм здесь развит не менее хорошо. подробнее
2271 0 0