Личный кабинет

поиск

Уважаемый господин Хечоян, не скажете ли мне, чем конкретно отличаются армянские ковры от ковров других стран, если есть информация об этом, хотелось бы почитать.

Тема: АрменияОбщие вопросы об Армении

0 949 07.02.2007

Ответы экспертов:

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войтизарегистрироваться
  • Хечоян Гарик

    07.04
    2007

    Хечоян Гарик

    Эксперт: Армения

    Добрый день!

    Я не специалист по коврам. Знаю, что армянские ковры отличаются своими узорами, красками и высокой художественной обработкой. Вот вам небольшой текст об армянских коврах.

    Армянское ковроделие имеет очень серьезную и интересную историю. Рисунки и куски от армянских ковров можно находить практически по всему миру. Есть целые академические работы посвященные армянским коврам. Ковры в жизни армян имеют особый статус. Наверное ни кому не приходило в голову, почему у армян принято вешать ковры на стену. Практически в каждом доме наблюдается такое явление. Все дело в том, что еще издавна ковры в жизни армян занимали то же место, что сегодня иконы у православных. То есть, ковры, первоначально, вешали только на стены, стелить ковер на стол или на пол не разрешалось, для этого существовали своего рода половики. Одним словом, ковры, включающие в себе множество знаков, имеют некий религиозный, а может и энергетический, символ.

    Идея и стилистика ковров теснейшим образом переплетена с армянской дохристианской верой, и, наверное, уходит своими корнями еще в эпоху шаманизма, когда люди впервые начали изображать символы Бога, защиты, удачи, славы, жертвы, предков и т.п. на своих одеяниях из шкур диких животных. С изобретением ткачества, это все плавно перешло на такни. Сакральные (божественные, солярные, астральные и другие) символы и орнаменты изображались в равной степени как на одеждах, так и на коврах. Но все же, ковры отличались особой святостью. Вероятнее всего, наши предки считали, что повешенный на стену в доме ковер с сакральными знаками защищал семью, даровал успех и благоденствие. В этом смысле, разумеется, что такие ковры не стелились на пол или на стол. Половики и скатерти, хотя и могли также иметь некоторые защитные и удачливые знаки, не имели символов Бога, предков, света и т.п., поскольку по таким символам ходить или есть с них было бы святотатством. Важно отметить, что ковры вешались не на всякую стенку, а на "главную", на которую в древности вешалось также оружие, а позже - портреты и фотографии предков.

    Наиболее распространенными символами ковров являются символы Бога, который в древнеармянской вере часто отождествлялся со светом, а потом и с солнцем и звездами. Этот символ - крест и крестообразные знаки (включая свастику и многоконечные звезды). Тот же символ перешел в христианство в виде креста. Ковры часто изображали микрокосм с Богом в центре.

    Другим распространенным знаком является вишап - дракон. Вишап далеко не всегда считается злым. В армянской вере вообще не было понятия абсолютного зла (наподобие ближневосточного "сатаны"). Вишап воплощал лишь стихию, которая могла быть злой, но могла и оказаться доброй. Так вот, есть отдельный подвид армянских ковров - вишапагорг, т.е. "драконоковры", ковры с изображением драконов. Разумеется, дракон изображался символически - в виде своеобразных сороконожек. Основной культовой целью вишапагорга была, вероятнее всего, защита дома и отпугивание злонамеренных сил. Обратите внимание, что сами вишапы изображены по краям, но никогда не в центре ковра-мира. Этим опять же отмечается защитная функция вишапов (защищать окраины-границы мира от внешних врагов). Важно не путать вишапов с изображениями другого сакрального знака - мирового древа, сакрального центра мира.

    Мировое древо довольно распространенный сюжет в религиях разных народов. Оно наблюдается как в арийских мифологиях (скажем, священный ясень Иггдрасиль у викингов, символ дуба у славян), так и в семитских (мировое древо вавилонян и ассирийцев и минора иудеев). У армян-ариев мировое древо чаще всего отождествляется с платановым деревом, отличающемся белизной кроны, а потому чистотой и святостью. На армянских коврах есть также множество других символов и орнаментов. Некоторые изображения эпизодичные, т.е. могут "рассказать" об определенных событиях, которые имели место в прошлом - сцены охоты, сражения и т.п.. Другие - лишь отдельные символы, скажем предка, оружия (меч, копье, стрела, щит). Отдельные изображения очень распространены, но их значение не совсем понятно. Скажем, изображение двуглавых существ (коней?) - это довольно часто встречающийся мотив на армянских коврах. Но что это за существа - можно только гадать: кентавры (гандхарваны). Близнецы (которые в арийских мифах всегда связаны с конями - сравните ведических Ашвинов, греческих диоскуров, армянских эпических героев). Волшебные кони (скажем, Джалали из Сасна Црер).

    Стиль и технология, по которой ткали ковры, тоже отличались. Я не специалист и знаю лишь о двух видах ковров - горг и карпет. Но уверен, что было больше стилей. Также важно отметить, что для армянских ковров существуют характерные цвета. Скажем, черный, красный, желтый, белый - это очень типичные для армянских ковров цвета. А вот зеленый, коричневый и вообще любые полутона (голубой, розовый, бирюзовый, фиолетовый и т.п.) - это может быть типично для мусульманского искусства, но очень нетипично для армянской культуры, в том числе и ковров.

    К сожалению, со временем многие секреты армянских ковров были утеряны. Вся философия и искусство вышивания ковров претерпело упадок и попало под сильное арабское и мусульманское влияние. Значение символов и правила их изображения постепенно забывались, а в изображениях стали появляться совершенно неармянские цвета и орнаменты. В результате, сегодня очень многое в современных армянских коврах, мягко говоря, не совсем армянское. Ситуация несколько напоминает состояние армянской народной музыки, где наряду с армянскими мотивами и словами довольно часто можно встретить мусульманские слова и мелодии.

    Некоторые правила армянских ковров я уже изложил выше (цветовая гамма, значение и порядок символов и т.п.). Но есть одно, пожалуй самое фундаментальное отличие армянских (и некоторых других исконно кавказских ковров) от арабо-тюркских: на армянских коврах практически не было конкретных изображений чего-либо, а были лишь символы. Все - Бог, свет, солнце, звезды, драконы, люди, растения - изображалось в символической форме. Символика подтверждает архаичность, древность армянского коврового искусства. А на исконно исламских (арабских, тюркских) коврах изображения деревьев, листьев, цветов, хлопка, фруктов - все это не отличалось особой символичностью и изображалось в более бытовом виде.

    Более подробно об этой статье Аргама Араняна можно почитать на сайте http://www.arev.ru/units-show-16.html

    С уважением, Гарик Хечоян.

    Armenian Incoming Tour Operator. +374 93 803551 armeniatc@gmail.com  www.travelclub.am

Забрать себе:
Задать свой вопрос эксперту

Нет комментариев


Войти под профилем Вконтакте

Войти

Войти под профилем Yandex

Войти

Войти под профилем Mail.ru

Войти

Войти под профилем Google

Войти

Оставить комментарий

Эксперт по Армении

Все эксперты

Вопросы эксперту

Все вопросы

Статьи по теме

Все статьи